Пресса обо мне

    Интервью газете «РАБОТА ДЛЯ ВАС»

    30.06.14

     

    Интервью газете  «РАБОТА ДЛЯ ВАС» №35  04.06.2011

    Рубрика: Путь к успеху

    «Успех - это две составляющие: известность и деньги»

    Владимир Сковородников

    - Владимир Александрович, когда Вы впервые взяли в руки фотоаппарат?

    - В 10 лет. Все началось с того, что мой родной дядя, увлекающийся фотографией, посоветовал бабушке (его маме) подарить мне на день рождения фотоаппарат. Так, в качестве подарка, я стал обладателем маленького, пластмассового «Школьника». Он стоил всего шесть рублей и снимал на широкую плёнку. И хотя «Школьник» был по тем временам примитивным фотоаппаратом, с его помощью можно было делать вполне приличные фотографии.

    На самой первой из них я запечатлел своих родителей возле нашего дома. Они получились такими смешными: отец - в широких штанах, а мама - в пиджаке с огромными накладными плечами (улыбается).

    Естественно, для того, чтобы сделать фотографию, нужно было научиться не только пленку щелкать, но и печатать снимки. С этим мне помог дядя, который разрешил воспользоваться его кладовкой, где стоял фотоувеличитель. Я тогда многое из того, чему учил меня дядя, не понимал. Но до сих пор помню ту атмосферу темной комнаты, красную лампу, ванночки с магическими растворами и волшебство появления изображения. Так я увлекся фотографией. А так как своего фотоувеличителя у меня тогда еще не было, то мы с бабушкой (без паспорта ведь не давали) брали его на прокат в салоне.

    - Получается, что Вы практически самостоятельно осваивали азы фотодела?

    - Да. И у меня это неплохо получалось. Когда я учился в старших классах, то начал делать фоторепортажи для детской студии «Орленок» на краевом телевидении. И даже получал за ту работу небольшие деньги - 5-7 руб. В итоге, мне удалось накопить деньги и купить себе новый фотоаппарат, более серьезный (смеется).

    А когда я учился в 10 классе, то мой снимок опубликовали в газете «Красноярский рабочий». На нем я запечатлел, как на коммунистическом субботнике, 22 апреля - в день рождения Ленина, маршировали со знаменами пионеры и комсомольцы. Под снимком даже подписали: «Фото школьника Владимира Сковородникова».

    - А когда Вы поняли, что увлечение фотографией может перерасти в профессию?

    - После того, как я 2 года отучился в пединституте на филологическом факультете. Моему отцу - филологу по образованию, конечно, хотелось, чтобы я пошел по его стопам. Но на первой же педагогической практике я понял, что преподавать в школе русский язык и литературу мне совершенно неинтересно. Мне больше всего нравилось сотрудничать с институтской многотиражной газетой, в каждом номере которой печатались мои фотографии.

    Тогда я решил просто перевестись на заочное отделение и устроиться на работу фотографом. Институт я в итоге окончил - диплом до сих пор пылится. Позже отцу я со смехом не раз говорил: «Зато у нас с тобой профессии начинаются на одну букву: ты - филолог, я - фотограф.» (смеется).

    - С чего началась Ваша трудовая деятельность?

    - Я пришел в краевое фотообъединение, располагающееся тогда в Доме Быта, к главному инженеру, и честно ему сказал: «Хочу работать фотографом!» На вопрос «А что Вы умеете делать?» твердо ответил: «Все!» (смеется). Я был молодой и очень амбициозный.

    Меня направили на стажировку в цех по разъездному обслуживанию населения. После месяца стажировки мне предстояло сдать серьезные экзамены, на которых проверялись знания по устройству фотоаппаратуры, химикатам, композиции, свету и всему, что связано с фотографией. На все вопросы в том числе и дополнительные я ответил без труда. И мне присвоили не третий разряд (как положено, начинающему фотографу), а сразу дали четвертый. Это был 1977 год.

    В первый же год работы фотографом в экспериментальной фотолаборатории я занял второе место на республиканском фотоконкурсе в Москве и был награжден Серебряным значком и званием «Мастер 1 класса по профессии фотограф» Министерства бытового обслуживания населения СССР. А в 1984 году я сделал первую персональную фотовыставку в кинотеатре «Октябрь» и получил красивый Золотой значок и звание «Мастер высшего класса».

    - Как Вы думаете, что помогло Вам за сравнительно короткий срок достичь наивысшего мастерства в фотографии?

    - Я был настырный и очень много работал. А еще мне невероятно повезло, ведь во времена моего прихода в фотографию, в Красноярске было много профессиональных фотолабораторий и фотостудий, например, при Союзе журналистов ( «Панорама Красноярья»). Я объездил весь край, делал фотографии для выставок. Запомнилась поездка в Туву, где мы с фотографом Валерием Бодряшкиным делали съемки для оформления Тувинской юбилейной партийной конференции. Также у меня был опыт работы в фотолаборатории Радиотехнического завода и завода «Квант» (кстати, там делали лучшую чёрно-белую фотобумагу в СССР).

    Потом меня стали приглашать на различные фотофорумы и фестивали: в Смоленск, Йошкар-Олу, Москву. Представляете, мне посчастливилось общаться с лучшими фотографами страны! Это давало мне просто бешеный заряд для дальнейшего творчества! Я после таких встреч понимал, что могу еще столько всего сделать! Это было для меня хорошим стимулом к работе. Одной из последних таких запоминающихся встреч была в Новосибирске в 2005 году на Международном салоне «Сибирь», где я получил медаль.

    Я и раньше, когда еще только начинал заниматься фотографией, не только общался с хорошими специалистами, но и учился у них как бы заочно некоторым вещам. Ведь у меня очень хорошая зрительная память, и я хорошо запоминаю то, что мне нравится. Даже когда наступила эра компьютеризации, мне было достаточно встать за спиной у человека, который хорошо умел работать на компьютере, и тут же запомнить то сочетание клавиш, которые он использовал в работе.

    - У кого из профессиональных фотографов Вы перенимали опыт?

    - Например, я часто пропадал в фотостудии на острове Отдыха, где работал фотограф Александр Васильевич Мищенко. Он и его жена большую часть жизни снимали спорт. У них было чему поучиться и по съемке, и по лабораторной обработке снимков. Ведь в те времена весь цикл фоторабот мы делали сами. У Александра Васильевича я учился, как развести раствор, в какой последовательности и при какой температуре, а также учился печатать. И достиг в этом деле таких результатов, что многие фотографы, принимавшие участие в 80-х годах в фотоконкурсах «Горизонты Красноярья», обращались ко мне и Мищенко за помощью.

    - А где вообще можно получить фотографическое образование? Важно ли оно для фотографа?

    - В нашей стране - нет заведений, которые обучают искусству фотографии. В нашем городе можно пройти 3-х месячные курсы (скажем так, для домохозяек). После этого вам выдадут сертификат, в котором будет написано, что вы прослушали курс основ фотографии.

    Еще при Советском Союзе можно было получить серьезную подготовку только в двух местах: во ВГИКе на отделении кинооператоров и в МГУ на факультете журналистики. Кстати, многие из известных и талантливых российских фотографов имеют дипломы ВГИКа, так как профессии кинооператора и фотографа - очень близкие, с общей фундаментальной базой (свет, композиция, ракурс и прочее).

    А в Красноярске были учебные комбинаты при бытовом обслуживании. Я даже сам там преподавал фотографию, когда уже стал маститым специалистом. Один из моих учеников работает сейчас в Советском ЗАГСе.

    - Есть ли такая фотография, которая стала для Вас особенно ценной?

    - Да. Она называется «Конвой». Именно эта работа принесла мне известность. В начале 90-х годов я работал фотожурналистом в «Красноярском комсомольце» и вместе с журналистом Татьяной Бочаровой снимал материал про жизнь заключенных на этапе конвоирования. Я очень близко подошел к одному солдату из конвоя, у которого в одной руке был автомат, а в другой - поводок с немецкой овчаркой. В тот момент собака стала на меня кидаться, оскалив зубы. А я присел на корточки и снял этот кадр.

    Но суть вот в чем. Эта работа вошла в замечательную книгу Светланы Пожарской «Фотомастер», в которой на примере «Конвоя» рассказывается о применении принципа «золотого сечения», введенным живописцем Леонардо да Винчи еще в конце XV в. Пасть собаки попала как раз в перекрестие «золотого сечения», т. е. главный объект на снимке расположен идеально!

    Когда я прочитал об этом, то сделал шаблон «золотого сечения» и стал его накладывать на все свои фотографии, даже на детско-юношеские. Ведь во время съемок я никогда не думал о пропорциональном делении кадра. В итоге, на всех моих фотографиях важные объекты съемки совершенно четко попадают в «золотое сечение».

    - И что это означает?

     - То, что у меня природное чувство композиции. Например, многие знают, что у хорошего музыканта обязано быть природное чувство слуха. И этим природным качествам невозможно научиться. Они либо даны человеку, либо нет.

    - А какую роль в Вашей жизни играл спорт? Это было хобби или как-то связано с работой?

    - Началось все с того, что я решил фотографировать горные пейзажи. А поскольку раньше без специальной подготовки пойти в горы не разрешалось, то я стал официально заниматься альпинизмом. Альпинизму я посвятил 10 лет. Стал кандидатом в мастера спорта, окончил Школу инструкторов по альпинизму в лагере «Эльбрус» на Кавказе. В результате появилась возможность фотографировать на Памире, Тяньшане, я даже дошел до одной из высочайших горных вершин Советского Союза - пика Ленина. Помню, когда я наконец-то добрался до пика Ленина, то чувствовал себя очень уставшим. Я даже не был до конца уверен, что вернусь обратно. И тут я увидел огромное пространство, которое простиралось ниже меня. А прямо передо мной стоял металлический крест с надписью: «Бог тебя видит». У меня в тот момент на глазах выступили слезы, потому что я понимал, что выше меня только Бог. На той высоте даже птицы не летали...

    - У Вас, наверное, с тех пор спортивная закалка. Это помогает в жизни?

    - Конечно. Например, в прошлом году я весь день фотографировал молодоженов, которые решили поехать на канатную дорогу. Они потом очень устали, а я - нет, хотя старше их в два раза. Я бегал вокруг молодых с тяжелой сумкой, потому что привык к такой нагрузке. Спорт действительно закаляет.

    - Сейчас, в основном, Вы занимаетесь свадебной фотографией. Почему?

    - Я всегда говорю, что свадьба - это интересная творческая ниша после рекламной съемки. Я ведь более десяти лет снимал рекламу: фотографировал бутылки для «Пикры», мебель для «Мекрана». Но постепенно многие красноярские бренды оказались в Москве, а некоторые - за границей. Сейчас, как вы видите, рекламируются только пластиковые окна. Потому что рекламировать больше нечего. В Красноярске ничего не выпускается, все делается москвичами. Соответственно, реклама централизованно идет оттуда. Ниша рухнула. Поэтому я стал снимать свадьбы,  ведь здесь есть одно общее с рекламой - конечный продукт должен быть красивее оригинала,  этим  фотосъёмка свадьбы очень близка к рекламной фотографии. А значит, все знания, которые у меня есть по рекламной фотографии, можно применить теперь здесь. 

    - А что для Вас пейзажные съемки?

    - Для меня гармония с природой - очень большой фактор. Если я куда-нибудь уезжаю, то совершенно не боюсь жить в одиночестве в тайге или в горах. Я с природой чувствую абсолютное слияние. Поэтому и фотографии получаются очень хорошие. Потому что я чувствую природу.

    Недавно я получил очень интересное приглашение принять участие в национальном проекте «Русский пейзаж». Причем, для меня участие будет бесплатным, поскольку я являюсь членом Союза фотохудожников России. Все, что от меня требуется - это отправить 15 работ. Победитель получит 300 тыс. руб. Я обязательно приму участие в этом проекте. Но не деньги для меня главное. Дело в том, что для тех, кто пройдет в финал конкурса, будет организована грандиозная фотовыставка в Москве, и издан фотоальбом. Вот это для меня важнее всего. Ведь у меня до сих пор сохранились амбиции и здоровое самолюбие (смеется). Деньги - это работа. А вот то, что мне интересно само участие в национальном проекте - это главное.

    Есть и другие вещи, которыми я сейчас занимаюсь. Например, меня пригласили в качестве эксперта в Бурятию, где проводится интересный фотоконкурс «Моя любимая Бурятия». В последний раз я был в этих местах в 2007 году на праздновании своего юбилея. А если точнее, я был на границе Бурятии с  Монголией, на высокогорном озере Ильчир. Потрясающе красивое место, я сделал массу великолепных фотографий.

    - Вы можете отказать клиенту, если Вас что-то не устраивает в заказе?

    - Могу. Я работаю только с теми людьми, которые мне доверяют, как специалисту. Если я чувствую напряжение или недоверие в общении с клиентом, то отказываюсь от работы.

    Никогда не снимаю выпускные праздники в детских садах, школах. Это для меня скучно и не интересно. Категорически не фотографирую на похоронах, сколько бы денег ни предложили за эту работу. У меня даже, в свое время, был жуткий скандал с краевым фотообъединением из-за того, что я отказался работать на похоронах ветерана войны, героя Советского Союза. Хотя я заранее предупреждал свое руководство.

    - Как Вы относитесь к популяризации фото? Многие сегодня имеют дорогостоящую профессиональную технику, снимают самостоятельно и поэтому считают себя фотографами. Справедливо ли это?

    - Есть такая поговорка: «Если ты купил флейту, то у тебя есть флейта. Если ты купил фотоаппарат, то ты - фотограф». Да, сейчас все называют себя фотографами. Многие даже не стесняются и пишут о себе на сайтах: профессиональный фотограф, фотохудожник. А некоторые, добавляют: член Союза фотохудожников России. Но это неправда! Да нас всего 9 человек в крае, и то два - в Норильске, а один - в Железногорске. А пишут сотни человек в Красноярске.

    Кто сейчас из молодых фотографов участвует в выставках, конкурсах, издается в фотоальбомах? Да никто! Зато они говорят, что мега-профессионалы! Такие эпитеты себе приписывают.

    А как называют фотографии в наше время? Фотки. Это - уничижительно. Сейчас такое множество фоток, т. е. безграмотных фотографий! Их и фотографиями не назовешь. Девяносто девять процентов людей просто «фотают фотки», а не занимаются фотографией. Это не есть фотография. Это способ получения изображения, просто технология. А способов таких много: можно сотовым телефоном «сфотать», можно - фотоаппаратом. И это все будут фотки. А фотография - это искусство, с помощью фотографии  мастер хочет что-то донести до человека и выразить свой собственный мир.

    - А станут ли в будущем востребованы профессиональные фотографы, если любой человек, любитель, может предложить свои фотоуслуги?

     - Многие современные мальчики и девочки ничего не умеют. Допустим, взяли они у родителей фотоаппарат, и пошли на коммерческий рынок. Но я уже начитался много слезных отзывов от невест за жуткие фотографии, сделанные вот такими мальчиками и девочками. У них нет совести, они не понимают, что не являются профессионалами, а значит, не умеют снимать. У них есть только желание заработать. Такие «фотографы» портят не только настроение заказчика, но и судьбу человека. Например, свадебные снимки уже не переснимешь.

    А некоторые деятели даже организует фотокурсы и учат людей, на какие кнопки нажимать на фотоаппарате. Но для этого существует инструкция!

    Кроме того, что нужно уметь фотографировать, нужно также уметь критически себя оценивать. Расскажу смешной случай. Когда я еще был молодой, то сотрудничал с институтской многотиражкой. И вот я снял пару кадров, которые мне тогда показались очень хорошими. Я их отпечатал и отправил на Всесоюзный Красногорский фотоконкурс. И стал ждать. А мне оттуда - ни ответа, ни привета. Я очень расстроился, а буквально через год понял, что отправил на конкурс смешные и несовершенные снимки. Потому что год для фотографа - колоссальный срок. Особенно, на начальном этапе, когда я знания впитывал, как губка.

    Вот после этого случая, куда бы я не отправлял свои работы, больше не было случая, чтобы меня не приняли. Участником я был точно.

    Фотографу необходима внутренняя цензура. Если человек не понимает, что его фотография несовершенна, он - плохой фотограф.

    - Я знаю, что Ваша жена тоже занимается фотографией. Это Вы ее научили?

    - Моя жена Марина - профессиональный музыкант. Мы вместе уже 23 года. Когда мы с ней познакомились, я уже работал фотографом. Сначала потащил ее в Саяны - чего она тогда натерпелась! Она же никогда в жизни там не была.

    Последнее место работы жены - педуниверситет, она руководила там фольклорным коллективом. Зарплата была смешная. Тогда я посоветовал ей уйти с работы. У меня же столько фотоаппаратов! Один можно отдать жене (смеется). И Марина стала работать фотографом в агентстве «Праздник». Новичку «на вольных хлебах» очень трудно, нет клиентской базы, имени. А агентство предоставило ей стабильную работу. Там она отработала 6 лет, завоевала авторитет и клиентов. А сейчас, как и я - «на вольных хлебах». Но работы у нас очень много.

     - А дочь не мечтает стать фотографом?

    - Надеюсь, что нет. Это очень тяжелый физический труд. Представьте, что нам весь день приходится таскать полную сумку с фотоаппаратурой весом 10 кг! К концу дня спина и ноги отваливаются.

    У дочери светлая голова. Ей сейчас 17 лет. Она выиграла недавно тендер на участие в русско-американском проекте для самых талантливых детей, знающих английский язык. Из всего Красноярского края выбрали двух школьников. Среди них и наша дочь. Скоро она поедет в Америку на целый год.

    - Считаете ли Вы себя успешным человеком?

    - Да. Для меня успех - это две составляющие: популярность, известность и естественно, деньги. Мне, например, нравится, что меня как фотографа знают по всей России. Но деньги должны стоять на втором месте, потому что для того, чтобы заработать хорошие деньги, мне сначала нужно было стать классным профессионалом, затем получить известность и  популярность, чтобы ко мне стали обращаться клиенты. А уже затем я оказался в верхней ценовой нише.

    Я как-то прочитал интервью с американским фотографом, который на вопрос «Кого Вы считаете самым лучшим фотографом США», ответил: «Кто больше зарабатывает, тот - самый лучший». И я с ним согласен. Потому что не может успешный специалист быть нищим. Если он - нищий, значит что-то неправильно делает. Тот, кто хочет, всего добьется - и успеха, и денег.

    А еще у Михаила Булгакова есть знаменитая фраза: «Никогда ни у кого ничего не проси, особенно у тех, кто сильнее тебя. Они сами придут и сами тебе все дадут».

    Если человек занимается своим делом хорошо, стал в нем профессионалом, он всегда будет востребован. И тогда он не будет писать, что крутой. Я этого не пишу. Но ко мне обращаются, потому что я выполняю свое дело хорошо.

    - Ваши советы начинающим фотографам.

    - Фотографией надо заниматься серьезно. Я знаю много молодых людей, которые пытаются что-то сделать на фотографическом рынке, но у них ничего не получается. Естественно, они пытаются это делать очень дешево, чтобы хоть какие-то заказы получить. Этот путь совершенно неправильный. Это - тупиковый путь. Прежде всего, необходимо найти свою нишу. Например, одна моя знакомая стала фотографировать пейзажи. Она начала с того, что выкупила маленький уголочек, в котором можно продавать ее фотографии. Сейчас она раскрутилась, у нее уже свой большой отдел.

    Приведу реальный случай. Редактору одного из российских журналов, который специализируется на фотографии, пришло письмо. Мол, хочу быть фотографом, снимать свадьбы. Вот я купил фотоаппарат, объектив, вспышку, посоветуйте, что мне еще надо сделать. Редактор отвечает: «Решил стать хирургом - пошел в магазин, купил скальпель. Разрезал дома кожаный диван, потренировался. Теперь думаю, может, пора пойти уже на людях попробовать» (смеется).

    Почему-то многие ошибочно думают, что фотографом стать очень просто. Да, сейчас стала доступной технология - продают хорошие фотоаппараты, компьютеры, есть программное обеспечение. На самом деле, быть хорошим фотографом сложно.

    - А что Вы пожелаете всем читателям газеты «Работа для Вас»?

    - Занимайтесь тем делом, которое вам интересно. Только тогда можно достигнуть успеха.

    Я недавно, занимаясь строительством дачи, был удивлен, насколько в нашем городе востребованы рабочие профессии. Например, я нашел кузнеца, у которого, оказывается очень много заказов. Потому что он - мастер своего дела. Мы с женой были в шоке, когда обратившись к строителям, плотникам и другим рабочим специалистам, узнали, что у них работа расписана на 3 месяца вперед! Я знаю автослесарей, которые хорошо живут и ни в чем не нуждаются, так как они качественно выполняют свою работу. А поэтому у них идет наработка клиентской базы, которую в народе называют «сарафанным радио».

    Поэтому всем читателям я желаю совершенствовать свой труд, ведь тогда у вас обязательно будет работа.

     

    Беседовала Марианна Притула

     

     

    Комментарии:

    << Назад