Пресса обо мне

    Один на один с этой горной стихией

    15.10.09

    Статья Людмилы Винской обо мне и моей персональной фотовыставке, напечатанная в газете  "Красноярский комсомолец"  от 2 июня 1988 года.

    Счастлив человек, нашедший свое дело в жизни.

    ...Он впервые посмотрел на мир через видоискатель фотоаппарата десятилетним мальчишкой. Первая запись в трудовой книжке — фотограф. Первая персональная фотовыставка — в 27 лет. Сейчас  послужной список велик. С 1977 года краевые, республиканские, всесоюзные  фотоконкурсы,  международные фотовыставки — и везде первые, вторые места, дипломы I- II степеней. Жанровый снимок, портрет, пейзаж — все одинаково хорошо удается ему.

    Но в 1984 году, поднявшись с альпинистами в горы, понял, что пришла Главная Тема. Горы...

    И нет там ничего —

    Ни золота, ни руд.

    Там только-то всего,

    Что гребень  слишком крут.

    И слышен сердца стук,

    И страшен снегопад,

    И очень дорог друг,

    И слишком близок ад.

    Филолог по образованию, Владимир всей душой проникся и лирикой, и прозой Юрия Визбора. «Так писать может только альпинист. Я прошел по тем маршрутам, где был Визбор, по тем местам, что он описывает. И вслед за ним — снимками — пытался создать рассказы о горах. Я хочу показать горы такими, какие они есть. Об альпинизме знают до обидного мало. Хочу рассказать о тех. кто туда ходит и ради чего».

    У нас альпинизм, скажем прямо, не сильно-то развит, а Фотографов-альпинистов  в стране и вовсе можно пересчитать по пальцам.

    «Я покажу вам горы...» —так назвал свою вторую персональную выставку фотограф-художник Владимир Сковородников. Эта выставка стала событием в культурной жизни Красноярска. Сейчас ее ждут студенты политехнического института, будет она экспонироваться в Ачинске. Поступила заявка на выставку из Душанбе.

    Фотомастер не прибегает ни к каким ухищрениям, манипуляциям со светом ни при съемках, ни при печати, даже снимает без светофильтров — там они не нужны. Он сознательно избегает цвета: черно-белая фотография — именно таким изобразительным средством можно заставить созерцать и думать, чтобы не закрывало главного яркое пятно. Хотя волшебные цвета гор можно наблюдать бесконечно, но это уже другое, и снято им по-другому — на слайды. («Обыкновенная старая потертая штормовка там становится яркой, начинает играть десятком оттенков зеленого цвета!»).

    «Столбы», Саяны, Фанские горы, Тянь-Шань, Памир, пик Ленина -  первый его «семитысячник»... Величие и неприступность гор и победа человека. «На решающий штурм вышли затемно, и первые лучи солнца встретили нас на высоте 6500 метров; мороз — 20. сильней ветер».

    Трудно сказать, что восхищает больше — взгляд художника, мастерство Фотографа, мужество альпиниста?

    Мы с Володей и его другом Виктором Сисько рассматриваем фотографии, да нет — фотокартины. За каждой из них — событие.

    Туда не занесет

    Ни лифт, ни вертолет.

    Там не помогут важные бумаги.

    Туда, мой друг, пешком.

    И только с рюкзаком.

    И лишь в сопровождении отваги.

    «На пути к вершине». Белое плато снега, угол черного неба, фигурки альпинистов, глубокие следы в снегу. След человеческий...

    «Портрет друга». Усталое бородатое лицо, четкое отражение солнца в черных очках. Странное ощущение совмещения перспективы и переднего плана. Глаза, а следом и чувства делают кругооборот — лицо, очки, солнце, горы, человек... Друг, Солнце, Горы... «Меня упрекают, что v меня горы очень уж оптимистичны, много солнца. Да, не всегда светит там солнце». А Виктор смеется открыто и белозубо: не похож? Не похож. Что делают горы с их лицами — обветренные, обмороженные, обожженные, опухшие. Но молчу — понимаю: разве это цена?

          Витя, а что это ты тут такой несчастный? — хитро спрашивает Володя, показывая снимок.

          Будешь несчастным — ночь не спали, два дня не ели. И — смеются.

          Конечно,  говорю, сейчас смеетесь, а тогда?

    А тогда было не до смеха. На пути к Чимтарге непогода и ночь застали на узком карнизе. Поставили палатку, а она на треть над пропастью, веревками привязали к скале, протянули веревки через палатку и привязали и себя; пятеро — спинами к скале, плечом друг к другу. Ночь в полудреме... А наутро — путь дальше.

    Виктор рассказывает:

          Горы — там всякое может случиться. Попадали и мы в переделки, было. Кто и не выдерживал. Но с Володей я на любой маршрут выйду, на любую вершину — проверенный, надежный человек! А фотография — просто ли? Там, в горах, каждый килограмм груза чувствуешь, и сверх всего тащить фотоаппараты, снимать в холод, ветер. Но я другого такого примера не знаю, кто бы сделал такой рассказ о горах Фотографиями.

    Длинные переходы, ночевки в вырытых ими пещерах, сложенных из снежных «кирпичей», и это летом, когда...

    —      Эх. думаешь, люди в Крыму загорают, а ты в снегу, обмороженный. Но приходит следующее лето, и ты опять в горах.

    И с- фотоаппаратом. Ведь это не себе в альбом, не друзьям на память. Это о нас с вами он думает искренне: кто не сможет подняться в горы — увидит, а кому под силу — вдруг да пойдет следом?

    Но вечно будем мы туда стремиться

     К возвышенным над суетой местам.

     Поскольку человеку, как и птице

     Дана такая радость —высота.

     Новых вершин на земле и в творчестве!

     Л. ВИНСКАЯ.

     

     «Путь к вершине имени Ленина (на отметке 6 000 метров)» . Снимок — победитель краевого фотоконкурса  «Горизонты Красноярья-88»,

    участник выставки альпинистской фотографии в ЧССР (г. Либерец) в 1988 году.

     

    Комментарии:

    << Назад