Разные истории

    Музей Альберта Кана (малоизвестные факты из истории мировой фотографии)

    09.11.10

    В 2002 году, когда я ездил в Париж на открытие фотовыставки «Неизвестная Сибирь» (наш совместный проект с Виталием Ивановым, под патронажем губернатора Александра Лебедя) организаторы спросили, что бы я хотел посмотреть в Париже? Одно желание, но любое! Как у Золотой рыбки. Я без колебания сказал – музей Альберта Кана! Даже для французов это оказалось непросто: вход в музей свободный, но я попросил показать работу внутри музея: хранилища, реставрацию, способы каталогизации и пр. профессиональные секреты. Для фотографа из Сибири сделали исключение. И вот я стою перед стеллажами, сделанными СТО лет назад, в них стеклянные пластины, которые никто не трогал почти век! Французы очень бережно относятся к истории: пластины вынимаются только один раз, сканируются и убираются в современные герметичные футляры типа термоса в хранилище, где поддерживается определённая температура и влажность. Без специального разрешения больше никто не возьмёт в руки оригиналы фотографий! И надо сказать – это правильно. Много лет назад ко мне попали фото пластины (негативы) с видами нашего города конца XIX века, хранящиеся в краеведческом музее: я был в ужасе. Все зацарапанные, в жирных отпечатках пальцев… Французы культурная нация. Но я отвлёкся. Затем цифровую версию реставрируют на компьютере (на непривычных тогда для меня «Маках») и изображение попадает в электронный каталог, из которого любой посетитель музея может заказать себе копию. В залах музея стоят автоматы с большими экранами и по поисковику можно найти необходимые фотографии или киноролики. Также все архивы хранятся на дисках, которые перезаписываются каждые пять лет, поскольку со временем диски могут плохо читаться.

    Но особенно меня поразил тот факт, что около трети отснятого материала не успели обработать в те годы когда производилась съёмка и специалисты музея проявляют пластины… спустя почти сто лет! И на них есть изображение! Мутноватое, бледное, практически монохромное, но есть! После компьютерной обработки фотографии смотрятся вполне прилично для своего возраста!

    Мне даже разрешили сделать несколько фотографий из самого сердца музея  – главной комнаты старого хранилища и у реставраторов. Я выкладываю их и некоторые фото из каталога музея.

    Несколько слов о грандиозном и малоизвестном фото проекте и его авторе.

    Давным-давно, сто лет тому назад, когда еще водились на земле богатые филантропы, а фотография была дорогостоящей редкостью, французский банкир Альберт Кан (Albert Kahn, 1860-1940),  приступил к осуществлению масштабного проекта – создания фотографического слепка своей эпохи при помощи автохрома, одного из старейших процессов получения цветных фотографий. Благодаря наследию Альберта Кана мы можем увидеть мир и людей такими, какими они были тогда…

    В 1909 году Кан пожертвовал огромное состояние, чтобы организовать путешествия отважных фотографов более чем в 50 стран мира. Уже тогда Кан понимал, что вековые культуры быстро исчезают под гнетом войн и неизбежных глобализационных процессов, и он постарался запечатлеть государства и земли, народы и их уклад для нас с вами: Австро-Венгерская и Османская империи, последняя традиционная кельтская деревня в Ирландии, снимки Первой Мировой…

    В то время уже был известен автохром - один из старейших процессов цветной фотографии, который был запатентован братьями Люмьер в 1903 году и вышел на рынок в 1907, оставаясь единственным массовым способом цветной фотосъёмки вплоть до 1935 года.

    До начала Великой Депрессии посланникам Кана удалось сделать около 72 тысяч автохромных снимков и снять 183 тысячи метров черно-белой кинопленки. Увы, но в 1931 году проект пришлось завершить: один из самых богатых людей Европы, идеалист и интеллектуал Альберт Кан обанкротился и умер в 1940 году в бедности во время нацистской оккупации Франции.

    Сама коллекция была сохранена во французском музее Альберта Кана, но до недавнего времени была относительно неизвестна. Благодаря проекту BBC «The Wonderful World of Albert Kahn» наследие было опубликовано в виде увесистого печатного издания, а также серии телевизионных программ.

    Остаётся добавить, что посещение музея Альберта Кана произвело на меня гораздо большее впечатление, чем Эйфелева башня!

    Стеллажи с оригиналами пластинок. Им сто лет!

    Подробное описание фотографий для каталога.

    Компьютерная реставрация изображения.

     

     

     

     

     

     

     

    Для тех, кого заинтересовала эта тема: http://citynoise.org/article/10598   здесь много фотографий из архива музея.

    P.S. Хочется выразить большую благодарность бывшему губернатору Красноярского края Александру Ивановичу Лебедю (к сожалению рано ушедшего из жизни), без его поддержки эта поездка в Париж была бы неосуществима.

    Комментарии:

    << Назад